среда, 2 февраля 2011 г.

Зачем мы меняем все в библиотеке?

В американской библиотеке
В прошлом году довелось побывать в США и познакомиться с тамошними публичными библиотеками. - спасибо программе "Бібліоміст", организации IREX и господам Гейтсам отдельно :)
Впечатлений конечно было много: от страны, от людей, от их жизненной позиции и конечно от самих библиотек. Не смотря на красоту внешнего вида (а показывали нам, как вы понимаете самое лучшее), библиотеки подкупили прежде всего не этим, а своей демократичностью и как бы это точнее сказать – домашней атмосферой. И дело не в удобной мебели, или раскованном поведении людей в библиотеке находящихся, а в том, что во всем этом присутствует такое вот чувство: читатель, при внешнем соблюдении правил поведения и приличий, ощущает себя там как дома.
Ну это не значит, конечно, что он топает по библиотеке в домашних тапочках и халате или курит на балконе, но каждый зашедший в библиотеку чувствует себя там хозяином – это однозначно. Сидящих за неприступными кафедрами библиотекарей мы не видели, они все как-то растворены в огромной массе посетителей, и, передвигаясь от одного к другому успевают все увидеть, услышать, помочь, подсказать (а в момент посещения этой библиотеки нашей представительной ордой из Украины, еще и экскурсию провести). И уж конечно никто никого не гоняет от стола к столу, из отдела в отдел…. отделов там, кстати, вообще нет в привычном для нас понимании - в виде отдельных комнат с закрытыми дверьми.
Что еще бросилось в глаза – публичная библиотека в США – это место, куда пришли и за книгой, и за информацией, и посидеть в интернет, и попасть на интересную встречу, и поглазеть на выставку… вроде все как у нас, но козырная галустяновская фраза «Тишина должна быть в библиотеке!» современным американцам будет непонятна. В библиотеке все говорят, общаются, смеются, играют с детьми и т.д. и т.п. При этом все организовано так, что никто никому не мешает.
Так вот, к чему я вдарилась в воспоминания. По приезду, критично посмотрела на свою библиотеку… Признаюсь, здесь я работаю уже больше 20-ти лет (иногда даже страшно от такой цифры!) - все здесь знаю, все привычно, все нравится, за последние десять лет технологии ее конечно же изменили, но дух лозунга «Тишина должна быть в библиотеке!» - он остался. Причем, поймите, в эту фразу я вкладываю не только, и не столько разговоры шепотом, а академичность нашего подхода к обслуживанию читателя: тебе надо, подходи спрашивай. Не повезло тебе – не там спросил, пойдешь спрашивать этажем выше, или этажом ниже, а учитывая, что библиотека наша на 3-м этаже еще и разветвляется на два крыла, то у тебя может появиться шанс походить не только в направлении «вверх-вниз», но еще и «налево-направо». Вообщем американец уже давно бы умер от таких сложностей!
Так вот, поделилась я впечатлением от увиденного в заграничной командировке, посоветовались мы с коллегами, почитали зарубежный опыт, "погуглили" на эту тему в интернет, посмотрели еще раз критично на библиотеку уже в несколько пар глаз, и решили, что надо что-то поменять.
Менять конечно, что-либо сложно, еще сложнее меняться самим. Внимательно проанализировав, увидели, что читатель-то уж давно изменился. И все наши залы, с огромными рядами столов, неприступные библиотекари за кафедрами, проявления нашей «узкой специализации» - по типу: я здесь отвечаю только вот за эту рельсу, они ему (читателю) уже не интересны, раздражают они его, и иногда даже очень сильно. Никто сегодня не сидит в библиотеке с книжкой за столом, все норовят отснять ксерокопию и сбежать, быстренько чего-то узнать, что надо, и мчаться дальше. Ритм жизни изменился, ничего с этим не поделаешь.. А мы со своей академичной размеренностью на фоне наших читателей – ну просто динозавры. Красиво, величественно, но… хотелось бы что-то потеплее и попушистее. Вот и решили меняться в сторону «пушистости».

Служба Спроси меняПервыми «попали» информационные службы на 2-м этаже. "Революция" произошла в июле месяце прошлого года, и уже за полгода наши посетители привыкли к появившимся в библиотеке информационным кафедрам (которые, кстати, перестали иметь неприступный вид) и к постоянно присутствующим в обозримом пространстве холла второго этажа людям, которые отвечают вам на любой вопрос. Службу так и назвали «Спроси меня обо всем». И если вы увидели в библиотеке человека с таким бейджем, смело хватайте его и допытывайтесь обо всем: как работаем, когда выходной, как записаться, где взять книгу, сколько стоит интернет (сюрприз – а он у нас бесплатный!). Эти же люди ответят вам на все эти вопросы и в он-лайн режиме, стоит только найти на нашем официальном сайте http://www.library.lg.ua ссылочку на сервис «он-лайн консультант). Наспрашивавшись, можете переходить к активным действиям: попросите найти книгу в каталоге, показать в какой отдел за ней идти, найти мне вот это в интернет, распечатать вот этот закон, покажите, где кабинет директора (покажем конечно, в глубине души надеясь, что не жаловаться же на нас вы туда пойдете).
Вторая часть «марлезонского балета» припала на 3-й этаж, где сконцентрированы книжные фонды и отделы обслуживания. Что можно поменять здесь? Помните, я писала, что в американских библиотеках нет отделов… конечно же они там есть, кто-то за что-то отвечает, кто-то кому-то ставит задачи и отчитывается за проделанную работу, но это внутреннее дело библиотеки и библиотекарей. Вам же, дорогие читатели хочется дойти до первого стола с библиотекарем и там же на месте получить результат – в виде информации, книги, журнала, газеты, копии, электронного файла, так ведь? Поразмыслив, мы решили изменить внешний вид нашего холла на третьем этаже, да и содержание процесса обслуживания тоже.

Надеемся, что эти новшества вам понравятся. Думаете, слепо копируем то, что мне довелось увидеть в дружественной заокеанской державе? Нет, просто творчески внедряем лучшее. А за временные неудобства уж простите: все передвинем, переставим, наладим и сделаем так, чтобы было лучше вам. А ежели родное государство еще и денег найдет на ремонт нашего самого огромного зала – то все будет просто галактически здрово. Кстати, в этом случае обязательно наделаю фоток и пошлю «американским товарищам» – пусть тоже обзавидуются ;).

Библиотечные молодожены
А вы можете начинать завидовать уже сейчас, потому что только в Горьковке рождаются такие вот красивые пары, способные украсить собой любой не отремонтированный зал. Это Роман и Екатерина Гринчук. Катя - наша читательница, а фото сделано в нашем зале периодики.
Добро пожаловать в Горьковку. В библиотеку, которая не боится меняться, не боится экспериментировать, не перестает молодеть с каждым годом, отмеривая уже не первый десяток лет своего существования. Мы очень хотим, что бы вы, наши читатели, тоже чувствовали себя здесь хозяевами. Правда хотим. Хозяин ведь не только делает все, что хочет, но еще за все и отвечает. Давайте быть в ответе за нашу библиотеку вместе. Мы готовы, а вы?

Похожие статьи

24 комментария:

  1. Мне особо понравилась служба "Спроси меня обо всем".
    Мы несколько лет назад у себя пытались подобное внедрить, назвали "Стол консультанта", дежурили по очереди из всех отделов. Но так как идея не получила официальной поддержки, начались различные трения - все прекратили.

    ОтветитьУдалить
  2. Я конечно отметила сегодняшние действия в библиотеке как "круто"

    ОтветитьУдалить
  3. Ой, як сподобалося читати цю статтю! І ми також готові бути Вашими читачами і прихильниками - класно подружитися з Вами у цьому блозі! :)

    ОтветитьУдалить
  4. Просто здорово! Просто молодцы! Ну и - обязательно передадим благодарность пану Биллу :)

    ОтветитьУдалить
  5. Очень-очень понравилось, что Вы написали. Просто мега правильно почувствовали нас, читателей, и описали правильно, какой должна быть библиотека. Демократичной. Хочется прийти в библиотеку и почувствовать, что тебе рады, что тебе хотят помочь, что тебя хотят увидеть вновь. Только тогда читатель будет возвращаться и приводить с собой своих друзей и родственников.
    С уважением, Читатель

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за поддержку всем уважаемым и шановним коллегам! Приятно, что вам нравится ход наших мыслей, видать не одни мы здесь сумасшедшие :)

    А Вам, Светлана, особое спасибо за комментарий, именно для вас, наших читателей, мы и затеваем любые наши изменения - главное не переборщить конечно... поэтому вы, если что, нас тормозите;)

    ОтветитьУдалить
  7. Идея конечно хорошая, тем более что весь мир идет вперед... и это правильно! так держать! но некоторые залы (особенно периодика и краеведение) требуют самого элементарного - косметического ремонта! перестановки и изменения приветствуются, но жуткий вид зала все портит!

    ОтветитьУдалить
  8. Библиотекарь не должен сидеть спиной к читателям. Это не правильно.

    ОтветитьУдалить
  9. Идея по новшествам может быть и не плохая, но то что читателей от этого в библиотеке больше не становится это точно. А самому автору статьи хочется пожелать - научиться элементарно грамотно писать (в одном предложении одно и то же слово два раза написано по разному!!!) и расставлять знаки препинания, ведь если автор БИБЛИОТЕКАРЬ - он в первую очередь должен быть ГРАМОТНЫМ, а не СТРАШНЫМ!
    Удачи!

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимному:
    Ну.. если Вы наш читатель, подскажите, в каком русле нам меняться, чтобы Вам захотелось к нам приходить, мы обязательно прислушаемся.
    А что касается ошибок... вот у вас в комментарии тоже нет запятой в первом предложении между словами "то" и "что" - всем нам свойственно ошибаться.. жаль, что вы в этом сообщении увидели только ошибки.... :( Но критику принимаем, впредь будем повнимательней ;)

    ОтветитьУдалить
  11. Мы просто очень спешили поделиться с вами новыми событиями, и узнать ваше мнение, что тарабанили по клавиатуре и пару раз промахнулись мимо клавиш, и не успели расставить запятые там где надо... спасибо, что заходите сюда, читаете, а если заметили ошибки значит читали с чувством, с толком, с расстановкой - очень приятно))))))

    ОтветитьУдалить
  12. Желание сделать свою библиотеку лучше - это здорово! Побольше вам единомышленников-коллег, активной поддержки руководства библиотеки и финансовосостоятельных спонсоров. Успехов!

    ОтветитьУдалить
  13. Здорово, что библиотека меняется!!! Я от всей молодежи, говорю "Большое спасибо". Вот только необходимо еще поменять сознание сотрудников! А так все классно!:)))

    ОтветитьУдалить
  14. Насчет сознания не уверена... но все может быть))) У нас у каждого свои тараканы в голове, и от некоторых не избавишься, и это может даже к лучшему.
    Спасибо, будем радовать вас наша молодежь все новыми и новыми изменениями)))

    ОтветитьУдалить
  15. Очень радуют изменения в Горьковке!))Компьютеры на 3 этаже, выставки на 2-м,Русский мир-оч классный отдел!красивый!хотелось бы,чтоб и вся библиотека в целом стала такая же красивая и современная,и мы туда ходили с радостью!ну еще маленькое пожелание-ПОСТАВЬТЕ ЕЩЕ ОДИН КСЕРОКС,ПОЖАЛУЙСТА!)))

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо большое, не зря все крупные мероприятия проводятся в "Русском центре". Главное что бы финансы позволили, тогда и библиотека будет красивее, и ксероксов будет достаточно.
    Всегда рады вас видеть у нас в гостях)))

    ОтветитьУдалить
  17. А меня вот вопрос интересует: почему "Русский центр" называется именно русским???там что,только книги русских писателей?

    ОтветитьУдалить
  18. Ответ на свой вопрос вы найдете здесь:
    http://library.lg.ua/rm/

    ОтветитьУдалить
  19. Ну тогда встречный вопрос: может,стоит подумать о создании "Українського центру"?))"Русский центр" был создан с целью популяризации русского языка..."Ну в Луганске его популяризировать точно нет необходимости!)))а вот о правах украиноязычных граждан я бы задумался...ну это так,мое личное пожелание:)И библиотека стала бы еще красивей!)

    ОтветитьУдалить
  20. Конечно стоит подумать, и это было бы прекрасно. Но прошу заметить, если вы внимательно читали информацию о "Русском центре", там написано, что ремонт, мебель, книги и многое другое чем вы можете воспользоваться в центре, приобретены за средства фонда «Русский мир» - это российский благотворительный фонд. Естественно, они хотели бы пропагандировать именно российскую культуру. К сожалению, пока не нашлось ни одного украинского благотворительного фонда, который хотел бы вложить деньги в создание подобного центра украинской культуры :-(
    Кстати, вы как человек неравнодушный, можете помочь нам в этом и вместе искать таких спонсоров. А библиотека будет только благодарна!

    ОтветитьУдалить
  21. Анонимный14 мая 2011 г., 19:13

    А зачем вы повесили красный флаг над входом?:)

    ОтветитьУдалить
  22. Луганский областной Совет.
    Решение №4/1 от 11 мая 2011 г.
    "В дни до 22 июня 2011 года к годовщине 70-летия со дня начала Великой Отечественной войны считать целесообразным размещение на административных и общественных зданиях на территории Луганской области Красного Знамени Победы в Великой Отечественной войне."

    Это не наша прихоть, мы просто выполняем указания Луганского областного совета

    ОтветитьУдалить
  23. Анонимный5 июля 2012 г., 15:43

    Очень понравилась ваша библиотека! Спасибо!

    ОтветитьУдалить

Общее·количество·просмотров·страницы